Любительские малотиражные издания университетов США с 1980-х годов вдохновили студентов на первые ролевые посты в компьютерных серверах. И как только появился протокол, позволяющий обмениваться сообщениями в реальном времени (1988 год), текстовые ролевые игры обрели традиционный вид, которой сохраняется по сей день.
Не сказать, что это непопулярное явление, но и в списки самых распространенных развлечений игры такого формата не вносят. Об этом не принято общаться, как если бы речь была о несерьезных онлайн отношениях. Что такое ролка — иногда не знают и те, кто в них играет. Хотя некоторые производные текстовых ролевых проводятся публично или на широких экранах.
От «ролок» до форумных текстовых игр
Вне зависимости от типа и правил, это занятие можно охарактеризовать как игру, не требующую ничего, кроме воображения и сюжетной основы. Ей не нужна обработка программным обеспечением, разметка на асфальте или атрибутика вроде костей. Единственное — необходимо наличие хотя бы двух игроков.
В качестве каркаса для сюжетного повествования может выступать известный фандом, оригинальная идея, игра или пара основополагающих характеристик персонажей.
По сути, текстовая ролевая игра (ролка) — это компанейское написание рассказа, а может и составление огромной вселенной.
Во временных рамках игроки также не ограничены. И конкретная цель развлечению не обязательна. Кто-то ограничивается часовым фантазийным штурмом, а другие годами развивают один единый концепт. Какие-то игры так и остаются известны только ее участникам, а другие потом «превращаются» в книги, компьютерные игры или сериалы.
Пример типичного свода правил текстовой игры
- Повествование от первого лица.
- Недопустимы: смерть персонажа, любовные линии, мультивселенные, описание действий чужого персонажа.
- В приоритете: суровые любители фэнтези с грамотным слогом.
- Действие помечаются звездочками «*».
- Обязательное подчинение администратору.
- Возрастное ограничение: 16+.
- Большие посты: от 10 строк.
- Никакого упоминания вашей реальной жизни.

В зависимости от того, где ролевик ищет товарищей или соперников, правила существенно разнятся. Но даже если это масштабная форумная игра, загонять персонажей в одинаковые рамки — значит перечить самой сути игры. Либо игроки находят вдохновляющее объявление, либо создают свой мир сами.
Личная переписка с сюжетом
Желающие проводить игру только вдвоем находят друг друга в социальных сетях. Таких любителей много, ведь чем меньше народу — тем меньше нужно думать о чужих приоритетах и тем больше вовлеченности в процесс.
Если опираться на статистику, ВКонтакте тематические группы с ролевиками достигли пика популярности в 2014 году. Несколько сотен было создано почти одним сезоном, и в каждой сейчас насчитываются десятки тысяч участников. Для удобства пользователей самые популярные паблики имеют основную и дочерние страницы, разделенные по жанрам.
На стенах групп до сих пор публикуются интересные объявления, часто имеющие вид вступительного поста, чтобы сразу погрузить будущего собеседника в предпочитаемую атмосферу и заинтересовать его. Взаимодействие может начинаться по-разному:
>Пользователи оставляют лайки и автор сообщения сам выбирает кому написать.
>Вдохновленные идеей продолжают историю ответным постом в сообщении.
>Игроки знакомятся, описывают своих персонажей, локации, интересующие сюжеты, и лишь тогда начинается игра.
Порой сюжеты ролок захватывают настолько, что люди устраивают личные встречи для отыгрыша ролевой игры живого действия. Кто-то может ассоциировать это с сексом, что тоже не исключено, но если игроки эмоционально утонули в любом другом жанре — его воплощают так же искусно и захватывающе.
Командная словесная ролевая
Звучит устрашающе и это действительно так. Появляется риск большой разнозненности, потери очереди постов, смысловых ошибок повествования, сюжетного сюра и апокалипсиса. Поэтому в такой вид игры всегда внедряется администратор или авторитетное лицо.
Человек, который регулирует правила и ослушаться которого нельзя. Он имеет всем понятную власть: может забанить, удалить из беседы или лишить каких-либо полномочий. Люди должны чего-то остерегаться, чтобы соблюдать удобный режим.
С большим количеством персонажей играть сложнее. Если в диалогах игрока есть такой чат, после беспечного сна он может обнаружить тысячи непрочитанных постов. И чтобы остаться в этой вселенной подольше — он должен все прочитать. Ведь столько всего серьезного за эти несколько часов могло произойти.
Как показывает практика, никто не вводит ограничения во времени активности, поскольку часовые пояса у всех разные, занятость — тоже, а говорим мы все-таки о развлечении. Из этой ситуации есть несколько элегантных выходов:
>Персонаж выходит из игры по сюжету ролки: в магазин, другую комнату, за лутом. Либо «действительно» ложится спать. Обычно это вызывает дополнительный интерес, дает возможность что-то скрыть или спланировать нападение. Но увлеченного игрока таким способом не обманишь.
>Основные действующие лица тезисно описывают произошедшее в личных сообщениях. Оптимально для тех, чьи герои никак не могли удалиться с места происшествия по сюжету.
>Игрок анализирует обстановку и подстраивается под сложившиеся реалии. Несостыковки в показаниях часто объясняются внезапными проблемами с памятью или воздействием неизвестных сил. Это вдохновляет на ветки фабулы с болезнями или введением новых: таинственных и влиятельных персонажей.
Квест в чате
Самый сложный в техническом исполнении вид текстовой ролевой. Игра требует подготовки: создания структуры квеста, сюжетных поворотов, распределения ролей и много чего еще. Но труды стоят того, чтобы создать очень интересную игру.
Для осуществления задумки создается несколько разных чатов. Ссылки на них могут символизировать переход на разные локации или выбор действия, которое разительно изменит ход игры. Чтобы получить доступ к следующей беседе, игроки разгадывают загадки и шифры, либо выполняют задания администратора.
Обычно в открывшемся чате персонажа поджидает стражник, злодей или похищенная принцесса. И обязательно новые трудности. С командой или в одиночку герой справляется с ними, пока не достигнет кульминации. Это и есть главное отличие от других словесных ролевых: игра имеет начало и конец.
Прорабатывать структуру квеста можно как в обычной таблице или на бумаге, так и в специальных конструкторах. Такие еще используют для разработки компьютерных игр. Из бесплатных, например: «AXMA Story», «Twine».

Игра в мафию только словами
Самая популярная механика групповой текстовой ролевой. Принцип классический, но исполнение и детали раз за разом отличаются, что делает игру несомненным победителем в ряду с классической версией.
Мафия, маньяк, комиссар, врач и другие персонажи иногда заменяются на фэнтезийных. Так как это всегда персонализированная игра, информацию для подсказок собирают с личных страниц пользователей. К примеру, если у мафии в альбомах есть изображение кольца, администратор может заявить, что на месте происшествия обнаружили приглашение на свадьбу.
Во избежание нарушений правил конфиденциальности, порой в игру вводят подставного сговорщика. Он раскрывает своего персонажа жертве и ловит ее на нечестных действиях с поличным.
Мастера словесных ролевых игр
Ими становятся опытные игроки, которым предпочтительна роль администратора. Они создают новые сюжеты для ролок или поддерживают «жизнь» уже существующих. Кто-то называет это своим хобби, а другие зарабатывают деньги: собирая вступительные взносы или оформляя игру в контент, который позже монетизируется на разных площадках.
Мастером текстовой ролевой также называют «закадрового» рассказчика.
Один из самых известных мастеров словесной ролевой — Дэн Хармон, он является создателем тематического шоу «HarmonQuest». Известен также как один из продюсеров мультсериала «Рик и Морти». Популярный российский аналог «Подземелье Чикен Карри» создан по мотивам проекта этого автора.
Как стать ролевиком?
Главное — найти хорошую команду и начать игру. Даже когда вступительное описание занимает несколько вордовских страниц, на практике все оказывается намного проще. Не нужно бояться запутаться в персонажах, способностях или оформлении поста: вас будут окружать люди, к которым всегда можно обратиться за помощью.
Любая ролевая — в первую очередь развлечение. Так что, поменьше забот и приятной игры.