В терминологии можно разбираться долго, поскольку новелла начинает свое происхождение аж с 1353 года или раньше (точно установить нельзя), а ранобэ не обозначен четкими стандартами. Но, в настоящее время, оба слова означают определенный жанр, или даже вид литературных произведений.
История новеллы началась в Италии
В качестве жанра, новелла начала распространяться вместе со сборником рассказов «Декамерон» итальянского автора Джованни Боккаччо. Произведение называют величайшим творением 14 века. Прежде всего, обратим внимание на то, что после выхода сборника в свет, другие авторы начали писать работы с абсолютно аналогичной структурой и стилем повествования.
Почитать «Декамерон» в переводе можно здесь.
Сборник включил в себя 100 рассказов от одной группы вымышленных персонажей, которые по сюжету спасались от чумы вне Флоренции на протяжении 15 дней. Кроме того, что эти истории наполнены метафорами и аналогией на произведение Амвросия о сотворении мира и человека, нашлось в них место и юмору с эротикой.
Книгу «Декамерон» обвиняли в аморальности, цензурировали и критиковали, что стало причиной не должному вниманию в истории литературы. В некотором роде это перенеслось на современный лад: иногда новеллы недооценивают или не рассматривают в качестве отдельного жанр со своей историей.
Российский пример: даже итальянцы называют одними из главных новеллистов мира Чехова и Пушкина, а в школьной программе соответствующие жанру произведения относят к иной форме повествования.
Сам Боккаччо уточнял, что новелла предназначена, в большей степени, для женской аудитории. Поскольку в те года женщинам запрещалось охотиться, играть в азартные игры или «отвлекаться от страданий любви» (цитата Джованни) некоторыми другими способами, непосредственный, короткий и простой роман должен был стать для них новым методом развлечения.
Изменения формы новелл
Подражатели первого новеллиста сформировали так называемую декамероновскую структуру, где новелла начинается с предисловия о намерениях автора и развивается как сборник рассказов. В 15 веке образец теряется и жанр уже подразумевает цельный текст, но все еще содержащий шутки и борьбу с какой-нибудь проблемой.
В тех же годах привычный уклад поменял Мазуччо Салернитано со своей книгой «Новеллино», где впервые в жанре появляется грубость и мрачность, но все равно вперемешку со смехом.

С 16 века главным «персонажем» развлекательного чтива становятся не люди с их девизами, а ситуации. Моду на это ввел Маттео Банделло. Но что до сих пор оставалось неизменным — это некоторая буржуазность или сказочность и краткость работ: что-то между рассказом и романом. В этом же промежутке оставалась сложность сюжета.
В 17 веке одна из самых активных, новаторских и смелых академий дворян, интеллектуалов и писателей выпустила эротическую новеллу особого распутства.
С 20 века и по сегодняшний день новеллами называют огромное множество типов произведений, форматных по объему, хотя и точное количество слов для жанра не определено.
Еще больше по теме можно узнать в книге «Русская новелла начала XX века» А.П. Чехова (бесплатная электронная книга по ссылке).
Чем Ранобэ отличается от новеллы?
В первую очередь, географией возникновения. Ранобэ — это аббревиатура от японского заимствованного слова, которое означает «легкий роман». Но есть и другие различия, поскольку в японском языке также есть понятие «новелла», имеющее классическое определение.
Точных границ у ранобэ нет, однако можно выделить общие черты произведений. Это все те же короткие рассказы, но с иллюстрациями в стиле аниме или манги. В сравнении с комиксами, картинки появляются на страницах значительно реже, или представлены только в качестве обложки.

В основном ранобэ состоит из диалогов.
• Перед началом рассказа часто описывают образы персонажей.
• Жанр зародился в 1975 году.
На территории Японии новеллой считают работы объемом от 100 до 300 листов местной рукописи (с квадратной разметкой под символы). А вот ранобэ они называют любого размера произведение, которое отнес к такому жанру сам автор.
Монополия ранобэ в японской истории
С 1984 рынок коротких рассказов стремительно завоевывала компания «KADOKAWA Group» с кучей дочерних проектов. Они специализируются на издательском деле, играх, видео и онлайн-сервисах. Подавляющее большинство японских новелл раннего периода находятся под их эгидой.
Компания начала сотрудничать с популярными писателями, учредила влиятельную премию и стала абсолютным лидером продаж. К 2002 году доля от всего рынка составила 80%.
В соответствии со скоростью развития интернета, в сети начали появляться ранобэ независимых авторов. В нынешних годах эти события отразились модой называть визуальными новеллами именно бесплатные онлайн рассказы, в том числе в формате видеоигр.
Самые популярные новеллы
- «Тысяча и одна ночь»;
- «Скотный двор» — Джордж Оруэлл;
- «Превращение» — Франц Кафка;
- «Три метели» — Александр Пушкин, Лев Толстой, Владимир Соллогуб. (Сборник новелл с одинаковым названием или история литературного соревнования классиков);
- «Компромисс» — Сергей Довлатов;
- «Война миров» — Герберт Уэллс;
- «На берегу» — Иэн Макьюэн. (В 2007 году на Букеровской премии произведение вошло в шорт-лист под жанром «короткий роман», хотя автор писал новеллу).
Самые популярные ранобэ
- «Рубаки» — Хадзимэ Кандзаки;
- «Волчица и пряности» — Исуна Хасэкура;
- «Услышь, как поет ветер» — Харуки Мураками (Дебютная работа японского автора, прославившегося на весь мир);
- «Сильнейшая система убийства драконов» — Yi Mei Dao Zhang;
- «Восставший против неба» — Марс Гравити;
- «Ранобэ Вокалоид» — VOCALOID (Серия рассказов о музыкальных исполнителях, которые являются программным обеспечением. Истории повторяют сюжеты клипов, объясняют их и дополняют деталями).